Выставка под грифом «Секретно»Газета Ростовской области «Наше время»
В конце августа 1945 года Государственный комитет обороны СССР издал постановление № 9887сс/оп, которое сделало разработки учёных-физиков приоритетам государства. Тогда и был заложен «ядерный», который не только много лет защищал страну, но и обеспечивал политическую стабильность в мире. К памятной дате — 65-летию этого события — и было приурочено открытие выставки «Атомный проект СССР», которое состоялось в Донском государственном техническом университете в Ростове.
«Секретно», «Совершенно секретно», «Особая папка» — этими грифами помечены практически все подлинники документов, представленные на выставке и имеющие самое непосредственное отношение к разным этапам создания ядерного оружия в СССР. Рассекречены эти правительственные постановления, письма, служебные записки и уникальные фотографии не так давно. До того как стать достоянием широкой общественности, они хранились в архивах Президента РФ, Российской академии наук, Службы внешней разведки, Госкорпорации «Росатом», института им. Курчатова, Музея ядерного оружия РФ федерального ядерного центра в городе Саров.
Первые исследования ядра урана начались в России, оказывается, более ста лет назад — в 1 907 году, а продолжены были уже в СССР. Один из первых этапов — создание е 1932 году в Ленинградском физико-техническом (Радиевом) институте рабочей группы по исследованию физики атомного ядра. Руководителем её был назначен молодой и никому не известный тогда физик Игорь Курчатов, будущий «отец» атомной бомбы.
В те годы эта же проблема волновала учёных и других стран — США, Англии, Германии, Франции. Опередить западные державы в исследованиях атома было для СССР не только престижно, но и чрезвычайно важно для безопасности страны. На выставке представлен проект письма руководства НКВД Сталину о том, как наша разведка за рубежом собирает информацию о создании сверхсекретного оружия в развитых капиталистических странах.
А вот еще один любопытный документ — с письмом к Сталину о важности ядерных исследований обращается 28-летний физик Николай Флеров (кстати сказать, наш земляк, позже перебравшийся в Ленин град, где и стал известен). На основании этого письма в 1942 году было издано распоряжение о начале работ по исследованию уранового ядра. Тогда в Москве и была создана лаборатория № 2, возглавил её Игорь Васильевич Курчатов. А чтобы свободно передвигаться по военной Москве, где тогда действовал комендантский час, учёному был выписан пропуск, представленный на выставке. На фотографии 1942 года Курчатова без его знаменитой бороды не узнать…
И хотя исследования физики атомного ядра не прекращались и в военные годы (достаточно вспомнить работу «шарашек», где под конвоем продолжали работу физики, обвинённые во «вредительстве»), дальнейшую судьбу работ по изучению уранового ядра в СССР – по большому счету – определили послевоенные события 45-го года.
На одной из фотографий, представленных на выставке. Сталин с Гарри Труменом (сменил на посту президента США скончавшегося в апреле 45-го года Франклина Рузвельта) улыбаются почти дружески – как и принято в большой политике. А за кулисами продолжалась гонка вооружения. На этот раз – ядерного.
Спустя всего два месяца после победы над фашистской Германией — 16 июля 45-го года — в США был произведён опытный ядерный взрыв. Для Москвы это событие не прошло незамеченным — о нем Сталину тут же доложила разведка. А ещё через месяц, 16 августа, американцы сбросили атомную бомбу на Хиросиму. Так США продемонстрировали всему миру свою мощь и силу. На время мир стал однополярным. А человечество вступило в новую эпоху — ядерную, оставив далеко позади достижения военных науки и техники, позволившие победить фашистскую Германию …
Такая «игра мускулами» американцев послужила мощным стимулом для того, чтобы в СССР к исследованиям физиков-ядерщиков отнеслись со всем вниманием и серьёзностью. И ещё до того, как 9 сентября 45 -го года США повторили «эксперимент», сбросив вторую атомную бомбу на живой город Нагасаки, в СССР «атомному проекту» был придан высший государственный приоритет — 20 августа было подписано известное Постановление № 9887 сс/ оп.
Спустя четыре года военная составляющая цели — догнать Америку в ядерных исследованиях — была успешно выполнена. 29 августа 49-го года на полигоне под Семипалатинском прошло испытание первой советской атомной бомбы, разработку которой возглавлял И. Курчатов под кураторством Л. Берия. Взрыв был зафиксирован в США. Стало ясно, что мировые силы вновь уравновешены.
… А сама бомба была установлена и взорвана на специальной вышке — незадолго до взрыва её сфотографировали, фото можно увидеть на выставке. А вот и сама атомная бомб — рядом с ней запечатлён академик Юлий Харитон, один из руководителей проекта, друг и соратник И. Курчатова.
Спустя год после семипалатинского испытания было принято решение использовать атомную энергию и в мирных целях — на атомных электростанциях. Первая в мире АЭС была открыта в городе учёных Обнинске в 1954 году.
Развитие науки остановить невозможно. Но соперничество СССР и США в области ядерных исследований не только стало мощным катализатором для дальнейшего развития этой сферы науки, но и на долгие годы обеспечило ядерный паритет.
Если бы советские физики не «догнали» так быстро своих американских коллег, то неизвестно, каков был бы расклад сил в мире. И был бы сам мир?
Организована выставка Госархивом РФ и Госкорпорацией по атомной энергии «Росатом». Ранее она экспонировалась в Москве, Томске и Воронеже.
Выставка работает в Ростове и Информационном центре по атомной энергии по адресу: пл. Гaгaрина, 1, ДГТУ, корпус 4, 2-й этаж. Она продлится да конца сентября.
Елена СЛЕПЦОВА
Фота автора и Ольги ПЛЮШКО
Газета Ростовской области
«Наше время»
пятница, 10 сентября 2010 года, №№ 316-318 (19821-198232)


